четверг, 5 апреля 2012 г.

О Рунах




Одни историки полагают, что Руны зародились в тевтонских племенах Северной Европы в V в. до н. э. Другие же историки, придерживаются мнения, что скандинавские готы адаптировали греческий рукописный шрифт во время своего контакта с эллинской культурой примерно во II в. н.э. Третьи утверждают, что Руны возникли гораздо позже, в Северной Италии, и происходят от латинского алфавита.



Существует мнение, что они были придуманы викингами в VIII в. н. э. Хотя и расходятся взгляды ученых в вопросе происхождения рунической письменности, но большинство согласны с тем, что руны использовались языческими племенами на огромном пространстве Северной Европы. Многие из этих племен были потомками тевтонских народов, чья мифология и теология наиболее полно выражены в поздних текстах, известных как "Эдды". Эти поэмы, слабо связанные между собой, песни и тексты были собраны воедино в Codex Regius (Королевском Манускрипте), названном так потому, что он хранился в Королевской библиотеке Копенгагена до 1971 г., а затем был возвращен на родину, в Исландию. Этот манускрипт XIII в. Был составлен более чем через 200 лет после обращения Исландии в христианство.

Старшая и Младшая "Эдды" были попытками сохранить на бумаге живое слово древних поэтов, запечатлевших в аллегорической форме вечную борьбу между благотворными силами природы и враждебными силами Хаоса. Описанные события в этих текстах  имеют отношение не столько к происхождению, сколько к повторному открытию рун, сравнимому лишь с "рунным возрождением" наших дней. И открытие это было тем более важным, потому, что согласно устной традиции, руны имеют значительно более долгую историю, чем предполагается в современных научных трудах. Руны широко использовались в культуре викингов, процветавшей с VI по XII в. н. э. Слово "викинг" переводится как "путешественник" или "первопроходец". Этот скандинавский народ прославился исследованием огромных участков материковых водных путей и дальними морскими путешествиями на парусных галерах, весьма совершенных судах для того времени. Шаманы часто сопровождали викингов в их странствиях, распространяя знание о рунах, легенды и мифы об их происхождении. Люди запоминали мифы и передавали их в устной традиции от поколения к поколению. Возможно, мифы являются частью расовой памяти предыдущей цивилизации и представлены в форме, доступной для потомков тех, кто выжил во всемирной экологической катастрофе.

В мифах Старшей и Младшей "Эдды" руны представлены не как человеческое изобретение, а как уже нечто существующее, ожидающее лишь открытия и высвобождения. Остается неясным, получил ли их Один в божественном облике, или в облике человека, впоследствии обожествленного за свои заслуги. Однако, это не влияет на важность самого открытия и на его значение для людей. В поэме "Хавамал" (название означает "Песнь Высокого") из "Старшей Эдды" повествуется о том, как Один, в попытке совершить нечто ценное для людей, добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к дереву собственным копьем. В результате он потерял глаз, но обрел руны, которые были открыты ему, как дар человечеству из необычной реальности шаманского опыта.

Руны предоставляли средство получения знаний о тайных силах природы и процессах, лежащих в основе бытия. Они расширяли восприятие за пределы физических чувств, позволяя "видеть" Духа внутренним зрением и "слышать" неслышимое. Стала возможной трансформация личности, так как руны сами по себе являются великой преобразующей силой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий